понедельник, 9 ноября 2015 г.

Что делают люди, которые теряются в лесу?


Несколько лет, наблюдая, как идут поисково-спасательные работы, подметил несколько особенностей поведения потерявшихся. 
И так, кто такие потерявшиеся и что о них думают родственники? 

- Обычный потерявшийся никогда не собирается теряться, т.к. идет в лес "на полчаса". 
Поэтому, у большинства потерявшихся нет ни спичек, ни компаса, ни нормальной одежды, а часто и телефона ("зачем мне телефон в лесу?") 

- Обычный потерявшийся одет как разведчик. Темная одежда защитного цвета, а иногда даже камуфляж. Правильно, чтобы грибы не испугались и ягоды не попрятались. А вы пробовали найти в лесу лежачего человека в камуфляже? Поверьте - шансы невелики... 

- Обычный потерявшийся не говорит родственникам, куда он пошел и на сколько. Действительно зачем? Ведь теряться он не собирается, а грибные места в тайне сохранит. Многие из этих мест теперь хранят тайну пропавших людей... 

- Стандартный потерявшийся ходит в "это место 20 лет" поэтому, по мнению родственников, "не может потеряться". А ведь все эти 20 лет он ходит по известной тропинке и знает ровно по 50 метров от нее в каждую сторону. 

- Часто, по мнению родственников, потерявшийся "знаток леса и отлично ориентируется" Интересно слушать впоследствии, когда "знаток" рассказывает, как он плутал... Мнение о родных и близких часто преувеличенное. 

- Потерявшийся с телефоном обычно начинает звонить родственникам, а родственники начинают названивать потерявшемуся через каждые 5 минут "ну как ты? где ты?". И только, когда набрав очередной раз номер и услышав, что абонент "вне зоны", начинают звонить спасателям. "Спасибо", скрипя зубами говорят родственникам спасатели, вместо простой спасательной операции теперь предстоит многодневный тяжелый труд. Пожалуйста, звоните спасателям сразу, не ждите, пока все станет совсем плохо. Вы потом себе не простите этого. 

- Потерявшиеся обычно не выполняют рекомендаций спасателей. Больше половины потерявшихся уходит с места, когда их просят оставаться и не двигаться... Представьте теперь, что вы собрали по крупицам информацию о том, где находится черная кошка в комнате. Говорите ей - "не двигаться" и идете ее взять, оп и она ушла. И все по новой. Дорогие наши потерявшиеся, зачем вы убегаете с того места, где вас легко найти? 

- Обычный потерявшийся после того, как потерялся, начинает паниковать. Это отнимает бОльшую часть сил, заставляет его действовать нелогично, заходить в еще более сложные места и буреломы. Паника - враг потерявшегося. Она его убивает. А вы, родственники? Что же вы не помогаете вашему дорогому и любимому преодолеть свою панику? Вы часто сами начинаете накручивать и себя и вашего дорогого человека... Помогите ему быть спокойным и разумным. Вселите в него надежду. Выживает тот, кто верит в то, что его ищут, и не сдается сам.. 

- Дорогие родственники, зачем вы созываете всех ваших пожилых соседей и прохожих на поиски? Вы же не хотите, чтобы пострадавших стало больше? Задумайтесь сначала, а какую задачу вы им хотите поручить? Не посылайте ночью в лес неподготовленных людей. Обычно это не помогает. Обратите внимание на оповещение. Повесьте листовки и т.п. Для этой работы привлекайте всех, а в лес, да еще в тяжелый, а особенно ночью, отправляйте только подготовленных людей или спасателей. 

- Обычные потерявшиеся после своего спасения сразу стараются забыть о случившемся. Часто спасатели просят родственников и потерявшихся поделиться подробностями их пребывания в лесу. Это очень важно для понимания правильности тех или иных действий спасателей. Ведь поиск, это своего рода детектив, кроссворд, решение задачи со многими переменными. Спасателям нужна ваша информация, это может помочь другим людям. Расскажите спасателям, как это было. 

- Дети, внучки, правнучки, ведь вы все очень любите ваших родителей, бабушек и дедушек. Позаботьтесь о них. Проследите, чтобы у них был с собой телефон, лекарства, правильная яркая одежда. Узнайте, куда и на сколько они собираются и не теряйте время, если случилась беда. Не ждите 3 суток, зовите помощь сразу. Помните, ваши родные на вас надеются. Не упустите их. 

- Учитесь и научите. Учите ваших детей, бабушек, родителей. Научите их пользоваться компасом. Снабдите их навигатором. Да, убедить их будет не просто, но у вас есть возможность их потерять навсегда... Ваш выбор? 

- Это случится. Да, это точно случится. Не сомневайтесь. Когда-нибудь кто-либо из ваших знакомых или родственников потеряется. Не надейтесь, что это происходит только с другими. Еще раз повторяем вам, никто никогда не собирается теряться сам, всегда это происходит неожиданно. Сменилась погода, увлекся грибами, перепутал тропинку... нет никаких гарантий, что это не произойдет с вами. У вас есть единственная возможность избежать этого - подготовиться и предусмотреть. 

- Уважаемые потерявшиеся, "не читайте советских газет", как говорил профессор Преображенский, скорее всего не прилетит за вами вертолет и не будет поднята по тревоге армия, и сотовый оператор не сможет указать ваше место с достаточной точностью. Все не так просто. Это только в фильмах все и всегда в нужный момент и со счастливым концом. Поиски - тяжелая и сложная работа, доверяйте специалистам, ведь часто это вопрос жизни и смерти и, главное, не сдавайтесь сами и старайтесь "найтись", а мы поможем.

Статья Бориса Лейтеса

Что такое ПСР?


ПСР (Поисково-спасательные работы) это довольно странная штука.
Представьте себе Петербург. Пять миллионов или даже больше людей. Потоки машин, пробки, суета, если это день. Или, напротив, пустые улицы и мигание желтых огней светофоров, если это ночь.

Жизнь идет своим чередом. И на фоне этой жизни на круглосуточный телефон поступает звонок. Звонят иногда из МЧС, иногда из полиции, иногда напрямую. Звонят потому, что где-то рядом с городом, шоссе и железными дорогами заблудился человек. Может быть, он ушел с утра, а сейчас вечер, может быть вчера, и его ждали всю ночь, но не дождались.

Бывает, что о человеке известно многое: когда ушел, куда ушел, куда ходит обычно. Бывает, что неизвестно почти ничего: в деревню приехала автолавка, соседи зашли позвать, а его нет - ушел.

Бывает, что потерялся здоровый человек среднего возраста, но чаще теряются пожилые и старые.

И вот сейчас этот человек в лесу. От того, что рядом город, лес не становится добрее к человеку. До тех пор, пока не ходишь в лес «по делу», кажется, что он похож на парк. В конце концов, туда, где сыро и неудобно можно не ходить. Но когда пройдены многие поисковые маршруты, начинаешь понимать и уважать наши леса.

Бывают, конечно, и «парковые» леса из редких сосен, с чистым и сухим грунтом без подлеска, но в таких лесах люди не теряются. Большая часть лесов это труднопроходимые, сырые и густо заросшие подлеском места. Буреломы, по которым трудно идти даже опытным спасателям. Заболоченные ручьи, бобровые плотины, моховые болота, старые лесовозные дороги, заросшие травой в рост человека, вырубки, на которых поверх пней и гниющих сучьев щетинится густое мелколесье. Стоит отойти от дороги на 500 метров и уже непонятно, куда надо идти, чтобы вернуться. Для недостаточно подготовленного человека такой лес почти другая планета. Даже если он много лет ходил в лес собирать грибы и ягоды.

Звонок принимает координатор. Работа координатора в сезон требует серьезного напряжения сил и большого внимания. Координатор принимает первичную информацию и передает ее дежурному руководителю ПСР.
Руководитель, получив информацию от координатора, смотрит карту, спутниковые снимки, собирает информацию о районе, в котором планируются ПСР. Проводит опрос заявителя, если потерявшийся на связи, разговаривает с ним.

Обычно в этот момент и заявитель и потерявшийся взвинчены почти до предела. Им трудно сосредоточиться, они сбивчивы и часто нарушают договоренности. Настойчивость и уверенность в себе переходят иногда в бессмысленную активность. Потерявшийся быстро движется и отказывается остановиться, или же, остановившись, начинает двигаться снова. Заявитель стремится в лес, не имея ни опыта, ни навыков ориентирования.

После того, как собрана информация, руководитель поисково-спасательных работ (РПСР) определяет потребность в ресурсах и запрашивает их у координатора. С этого момента в дело вступает много людей. Координатор делает рассылку по доступным спасателям и волонтерам, комплектует поисковые группы, обеспечивает транспорт. Люди собираются в лес, собирают снарягу, аптечки, фонари и запасные батарейки, заливают в навигаторы карты, спешно доделывают какие-то дела и уезжают в лес. На ПСР.

Поисковая группа это два человека, если группа кинологическая, то с собакой. Ленинградская область велика и путь до места ПСР редко занимает меньше 2-3 часов и 100-200 км. в один конец.

Иногда прямо в дороге приходит сообщение «вернулся», «нашли», тогда группа одновременно радуется тому, что все закончилось хорошо и расстраивается, что мотались зря.

Пока идут сборы и группы едут на место, РПСР планирует работы по карте, ставит задачи, оценивает вероятность. Ресурсов всегда не хватает, поэтому планирование всегда требует тщательного расчета, опыта и интуиции. Сколько по этому лесу может пройти группа за отведенное время? Что из того, что есть на карте, существует на местности? Какой район осмотреть первым? Какую группу куда направить?

Группы прибывают на место иногда днем, иногда ночью. В зависимости от ситуации может потребоваться еще разговор с заявителем или же нет. В соответствии с указаниями РПСР группы уходят на маршруты. Следующие 6-10 часов они будут двигаться по лесу, независимо от того, насколько он удобен или труднопроходим. Если лес мокрый, а лес часто бывает мокрым, даже в ясную погоду на рассвете и закате обильная роса, а болота не высыхают почти никогда, очень скоро ботинки и штаны промокнут насквозь. Комары, мухи, паутина, бурелом, болото, снова бурелом. Правда лес бывает очень красив, да еще по дороге можно сорвать несколько ягод, но это в перерывах между разными менее приятными делами. Через каждые 100 метров надо остановиться, позвать потерявшегося дважды и прислушаться. Все спасатели на ПСР галлюцинируют: рано или поздно начинается мерещиться отклик. Иногда отклик мерещится обоим, тогда ходят проверять, потом возвращаются на маршрут.

Большая часть маршрутов заканчивается без результата. Тогда группа, выйдя из леса, докладывает координатору и на форуме появляется запись «Возвращаются, результата нет». Собираются следующие группы, ставятся новые задачи и работы ведутся дальше. Иногда до 6-7 дней и больше.

Но иногда отклик и правда слышен. Тогда группа выходит к человеку, оказывает ему помощь и выводит к людям. Если надо выносить, вызывают другие группы и вяжут носилки. Выносить человека из леса адский труд, к счастью это надо делать не так часто. Сообщают о результате и на форуме появляется запись «Нашли. Выводят».

Бывает, что день за днем не дают результата. РПСР и координатор разговаривают с родственниками, но не могут им сказать ничего обнадеживающего. И, в конце концов, РПСР принимает решение о прекращении поисков. Нельзя переводить ресурсы на безнадежные работы, они нужны в другом месте. Но что если человек еще жив и ждет помощи? Решение о прекращении ПСР всегда дается нелегко.

В сезон с июня по октябрь производится 100 – 150 ПСР.

Почти наверняка прямо сейчас кто-то едет в лес, кто-то из леса, кто-то идет по маршруту и слушает отклик.

Статья со страницы ВК группы поисково-спасательного отряда "Экстремум"